Первые автомобили, имевшие колёса каретного типа со сплошными резиновыми шинами, использовали по сути тот же самый
колодочный тормоз, что и конные экипажи (строго говоря, все распространённые тормозные механизмы, кроме ленточных,
являются колодочными, так как используют в своей работе так или иначе устроенные колодки, однако более сложно устроенные
тормозные механизмы принято называть по их наиболее характерному конструктивному элементу — тормозному барабану,
диску, и т. п.). Например, на первых автомобилях Бенца колёса тормозились именно колодками, обитыми кожей. Это было
малоэффективно, к тому же кожа быстро истиралась, и на протяжении поездки порой приходилось несколько раз менять
кожаные накладки. Усовершенствованный вариант этого механизма используется до сих пор на сравнительно простых и
малоскоростных велосипедах, правда колодки теперь делают из металла, накладки — из фрикционного материала, и
располагают их по бокам от обода колеса (на более дорогих и скоростных моделях используют уже дисковые тормоза).
Вспомогательная тормозная система служит для длительного поддержания постоянной скорости (на затяжных спусках) за счёт
торможения двигателем, что достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием выпускных
трубопроводов. Первые тормозные системы применялись ещё на гужевом транспорте разгоняла пдо относительно больших
скоростей и сама не справлялась с её остановкой. Первые механизмы тормозили само колесо посредством ручного рычага или
системы рычагов. Деревянная колодка, иногда — с обитой кожей поверхностью прижималась непосредственно к ободу колеса,
затормаживая его. В сырую погоду это было малоэффективно, к тому же, с распространением резиновых пневматических.